Логика тоталитаризма
В то же время логика тоталитаризма стремилась к полному контролю всех сфер жизни, поэтому она требовала от культуры массовости, оптимизма, упрощения, «прозрачности», рациональной познаваемости, целесообразности и обслуживания интересов государства. В этом власть видела основы социально-политической безопасности. Культура, как и вообще живое течение жизни, иррациональна, слабо охватывается бюрократическими механизмами, стремится к сложности, эзо — теричности и удовлетворяет глубокие внутренние потребности людей.
Процессы развития культуры и контроля над ней в позднее советское время шли в противоположном направлении и все больше рассогласовывались, так что практически тотальный контроль в официальной сфере порождал идеологически выдержанную, но выхолощенную, мертвую и никому ненужную культурную продукцию, которая воспринималась населением как «шумовой фон», не несущий никакой смысловой нагрузки. «Информативность» многих учебников, газет и других официальных изданий приближалась к нулю.
Отсутствие символического капитала в продуктах официальной культуры должно было чем-то компенсироваться, поэтому население активно обращалось к различным вариантам неофициальной культуры. Все «запрещенное» пользовалось огромным спросом: невинные дети и рафинированные интеллигенты восхищались блатными песнями ; убежденные атеисты слушали по ночам религиозные передачи, транслируемые по радио «Свобода»; на первых видеомагнитофонах с равным энтузиазмом просматривались шедевры Феллини, американские боевики и порнофильмы; торговые работники стремились попасть на закрытые показы фильмов Тарковского и экспериментальных театров.